На днях информационные агентства Петербурга распространили весть, давно ожидаемую и воспринятую подновляющим большинством неравнодушных к истории и культуре своего города жителей, (используя терминологию советских газет эпохи "Позднего Брежнева") "С чувством глубокого удовлетворения". Речь идёт о отставке Председателя Комитета по Культуре Правительства Санкт-Петербурга г-на Антона Губанкова.
После ухода со своего поста незабвенной Валентины Ивановны, вместе с её "90 %" рейтингом (вот только с каким знаком был этот рейтинг), и Председателя ГИОПа Веры Дементьевой (отправленной "Окучивать" нивы и пашни Павловского заповедника) это, третья, за последнее время отставка, высших эшелонах нашей региональной власти, не может не внушать определённый оптимизм. И вот почему.
Городскому комитету по культуре, за последние 10 с лишним лет, хронический не везёт с руководителями. Это никакой не секрет или же внезапное прозрение. Давайте вспомним не такое далёкое прошлое.
После ухода в 1999 году со своего поста Вице-Губернатора "по культуре" (в последствие, как известно этот пост был упразднён и понижен до должности Председателя комитета по всё той же "культуре") достойнейшего Владимира Петровича Яковлева (в городском фольклоре - "Маленький Яковлев") в высшей степени порядочного человека, хорошо потрудившегося для благо города Санкт-Петербурга, все последующие, с позволения сказать "Культурные Руководители", оставляли желать лучшего. Более того , как бы это по деликатнее сказать, шествовали по ступеням лестницы своего соответствия занимаемой должности не "выше и выше", а совсем наоборот.
Сменивший В.П. чиновник - однофамилец (Слава Богу не родственник) известного на всю страну киллера, был человеком тихим и мечтательным, у него подобно известному борцу за права негров Мартину-Лютеру Кингу тоже была "Мечта" - открыть в здании певческой Капеллы блинную, а в помещениях принадлежавших рассаднику певческой культуры - дорогой отель. Мечта сбылась почти на 100 % - правда без Блинной, но с Отелем. В общем - Жизнь Удалась! После ряда публичных и полу публичных скандалов, "Мечтатель" покинул свой пост, но до сих пор живёт в нашем городе припеваючи - я периодически встречаю его в проходных дворах всё той же Певческой Капеллы, видно тянет человека на место... Ну в общем, где мечта сбылась!
Затем пост председателя по культуре достался ещё одной "Колоритной личности" - бывшему, средней руки артисту театра и кино, (захочешь вспомнить его роли, на ум приходил лишь Арчибальд Арчибальдович из Бортковского "Мастера и Маргариты") известному больше как мастер закадрового текста. Тут уж ни чего не отнимешь - голос у артиста действительно прекрасный, с нежными , бархатными интонациями, о его деятельности на посту Председателя по Культуре умолчим - сказать нечего. Неравнодушным к нашей истории и архитектурному облику города Петербуржцам, сей Председатель запомнился своей бескорыстной любовью к небоскрёбам в центре СПб в частности к Газпромовской архитектуре "Кукурузного типа". Этот "государственный муж" (правда тогда он уже покинул свой Председательский пост, но не ушел в номенклатурное небытие) выступил публично со своим ярким и запоминающимся "Кукурузным манифестом", где сравнивал башню Газпром Сити с Исаакиевским Собором и Спасом на Крови (ведь "глупые современники" их якобы не признавали за архитектурные шедевры, а теперь...) заканчивая его словами: "Верю - Мы победим!". Слава Богу, что в конечном итоге всё-таки победил Петербург и его жители, а Председатель и иже с ним, возлюбившие Миллеровскую башню "Как самого себя" (верь в их абсолютную бескорыстность, ведь любовь, как известно зла - полюбишь и ... Небоскрёб на Охте!) понесли позорное и заслуженное поражение.
Даже Госпожа Губернатор, известная своим "трепетным отношением" к сохранению архитектурных памятников в историческом центре города, вынуждена была уступить - многочисленные и многолюдные митинги протеста и общая озлобленность горожан на всех и вся "власть предержащих", в канун выборов, для политической партии "сытых медведей", были не к чему. В итоге небоскрёбом решили пожертвовать, автор же "Кукурузного манифеста" в настоящее время, как говорил герой известного фильма "Внедряет культурку" - руководит "Кластером" из 4 соборов Санкт-Петербурга. И то дело!
И вот на смену "артисту" пришел "журналист". Как и его предшественник г-н Губанков пышных лавров на прежней профессиональной стезе не стяжал, начиная свою журналистскую карьеру пописывая унылые, но "политически грамотные" статейки в перестроечном "Невском Времени". В руках держу выпуск от 23 Июля 1991 года (№86), где знаковое событие нашей истории - открытие первого памятника (поклонного креста), Белым Воинам Страстотерпцам Северо-западной армии Генерала Юденича (на Пулковских высотах) с лёгкой руки корреспондента газеты г. Губанкова обращается в "Смазанный" междусобойчик ряженых мальчиков, "по случаю откупоривающих бутылку Шампанского". Шампанское в тот исторический день 21 Июля 1991 года, на Пулковских высотах, если и было, то вероятно у самого Губанкова, или в его воображении. Автор этих строк, один из организаторов того исторического похода, и участник установки поклонного "Белого Креста", не только шампанского (коего по скудости средств у участников похода и быть не могло), но и самого г-на Губанкова там не видел. Вероятно он тщательно маскировался. Ведь время-то было ещё советское - а здесь какие-то "Белые", да ещё с оружием и своим Крестом!
Ну, это дела давно минувших дней. А что же с его председательством? Г-н Губанков стал достойным продолжателем дела "Блинного мечтателя" и "Любителя высотной архитектуры". Бывший журналист останется в наших сердцах, как человек обладавший "вдумчивым и взвешенным отношением" к историческим героям минувших эпох, блестящим экспертом в их однозначности или неоднозначности на скрижалях Русской истории. А так же большой любовью говорить "Нет", но не потому, что так было нужно для дела, а потому, "Что я так могу!".
Так, при его "Предстоянии за Культуру-мать" в СПб открыли мемориальную доску на доме где "жил и работал" незабвенный Гэ.Вэ. Романов. Вялые протесты нашей творческой интеллигенции, (не забывших однофамильцу Великой Династии его гонений, как раз на "культуру"), что покойник был мягко говоря личностью спорной, да и лет-то после его кончины ещё не так много прошло (а это прямое нарушение городского законодательства) результатов тогда не возымели. Да и разве могло бы быть иначе: ведь Григория Васильевича так любила Валентина Ивановна (как старшего руководителя и наставника естественно, никак иначе), а сам Григорий Васильевич так симпатизировал гражданке Матвиенко - опять таки, исключительно, как старший товарищ по партии, направляющий перспективного члена ВЛКСМ по направлению к вершинам власти и личного успеха!.
Так, что с увековечиванием светлой памяти Г.В. Романова, равно как и с присуждением звания "Почётного гражданина Санкт-Петербурга" умершему А. Собчаку ("злые языки" тут же прозвали покойного Мэра "почётной нежитью") у Председателя по Культуре и иже с ним сомнений не возникло. Такое же трепетное отношение у Комитета по Культуре и "Хозяйки Смольного Института" всегда сохранялось к одиозным историческим деятелям советского режима - Ленину, Дзержинскому и прочим палачам и детоубийцам.
Другое дело, всякие там "неоднозначные в историческом плане личности", которыми прямо-таки "Кишмя кишит" 300 летняя история Санкт-Петербурга. И вот к этим "Бывшим и социально чуждым элементам" у власть предержащих лиц, воспитанных "под чутким руководством ВЛКСМ И КПСС" отношение всегда было диаметрально противоположным.
Взять к примеру первого Градоначальника Северной Столицы, бывшего Обер-полицмейстера СПб, Генерал-Адъютанта Фёдора Фёдоровича Трепова - блестящего администратора, кристальной честности человека, успешного реформатора полицейской службы и всей городской инфраструктуры эпохи Царя Освободителя!
В 2009 году исполнялся двойной юбилей заслуженного перед Россией и Петербургом достойнейшего человека - 200 лет со дня его рождения и 120 лет со дня его кончины. Руководство ГУВД СПб и Лен. обл., Александровское Историческое общество и ряд других общественных организаций обратилось в Комитет по Культуре СПб с предложением достойно отметить это событие установкой на доме где жил и действительно плодотворно трудился почтенный Фёдор Фёдорович (адрес: наб. р. Мойки дом № 83 , где при Трепове до 1876 г. располагались его служебная квартира, канцелярия и приёмная Градоначальника) памятной доски. Финансирование проекта было обеспечено на 100 % и казалось бы скорое решение данного вопроса не за горами. Но не тут-то было!
Вероятно со школьной скамьи, в головах таких людей как Председатель Губанков и его коллег , засела информация о пресловутой Вере Засулич, и её выстреле в Трепова в 1878 году. Возможно именно здесь "нашла коса на камень", произошёл своеобразный водораздел: "свой - чужой". Трепов Губанкову и Ко. "своим" точно не был.
В ответе Комитета по Культуре, организаторам памятных мероприятий, было сказано, что генерал Трепов является "сложной и неоднозначной личностью в истории" и, комитет считает не целесообразным устанавливать ему мемориальную доску, увековечивая таким образом его личность в истории Санкт-Петербурга. Заметим, что в своё время в такой чести, Комитетом по Культуре СПб было отказано таким деятелям Российской истории, как Адмиралу Колчаку, Густаву Маннергейму и уж совсем анекдотично Графу Михаилу Тариэловичу Лорис Меликову - этническому армянину, либеральному Министру Внутренних дел Императора Александра Второго.
Правда в случае с Лорис Меликовым, речь шла не о мемориальной доске, а о присвоении его имени Армянской Воскресной школе (?!) при Армянском Храме Святой Екатерины. Но и здесь был получен отказ с той же формулировкой - "неоднозначен" ведите-ли был Граф Михаил Тариэлович! Это было бы смешно, если не было бы так грустно!
Кстати в случае с Треповым, Комитет по Культуре, пусть и опосредованно, но убеждённо тогда же поддержал его бывший руководитель, ныне "хранитель ключей" Исаакиевского Собора, когда наотрез отказал организаторам памятных мероприятий в проведении в стенах "подведомственного ему учреждения культуры" торжественной панихиды в память первого Градоначальника Северной Столицы. Причём бывший Председатель мотивировал свой отказ вспоминая всю ту же брутальную Засулич. Правда логика такого отказа сильно хромала - выходило,что сам Трепов был виноват в том, что в него стреляла террористка, ведь не он же всадил в неё пулю, а совсем наоборот?! Если мы сейчас боремся с современным терроризмом, то казалось бы, сам Бог велел вспомнить одну из первых жертв террора!
Правда ничего фатального в случае с юбилеем Трепова тогда не произошло. Панихида при огромном стечении народа - чинов МВД и просто неравнодушных к своему прошлому Петербуржцев прошла в Гвардейском Спасо-Преображенском соборе. Успехом увенчались: выставка в музее милиции и круглый стол в Университете МВД. Но осадок, как всегда в таких случаях бывает, остался...
Оставим в покое память заслуженного генерала, от неё нечего не убудет, какие бы, мягко говоря, спорные и "неоднозначные" решения не принимали бы нынешнее руководители "Комитета по Культурке!". Колчак, Трепов, Лорис Меликов и несть им числа, навсегда останутся на скрижалях отечественной истории, и это независимо от того существуют в нашем или ином городе доски, памятники и названия в их честь. А вот "Председатели" приходят и уходят, какие бы высокие кабинеты они не занимали бы, и очень часто уходят в полное историческое небытие, и это в лучшем случае - иногда злая память хуже забвения... Будущему Председателю Комитета по Культуре можем только пожелать удачи и добрый совет прислушиваться почаще к мнению не только "чиновников от культуры" и записных любителей дорогостоящих строительных проектов но и к простым людям бескорыстно любящих свой город.
Недавно же покинувшей свои высокий кабинет Валентине Ивановне Матвиенко, равно, как и госпоже Дементьевой, и особенно Антону Губанкову, по "старой доброй" Русской традиции грянем дружно - СКАТЕРТЬЮ ДОРОГА!
|